Официальные выступления

Материал доклада министра здравоохранения Ставропольского края Мажарова В.Н. на расширенном заседании коллегии 23 марта 2011 года с повесткой дня: "Об итогах работы министерства здравоохранения Ставропольского края в 2010 году и о задачах на 2011г.

Уважаемый Валерий Вениаминович!
Уважаемые члены коллегии,
присутствующие!

Социальная политика в нашей стране за последние годы претерпевает значительные изменения. Дополнительные государственные финансовые вложения в здравоохранение позволили сдвинуть с мертвой точки вопросы, не решавшиеся в течение многих лет.
В 2010 году министерством и учреждениями здравоохранения края были продолжены системные преобразования в отрасли за счет реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных и краевых целевых программ.
Хотя нельзя не отметить, что прошедший 2010 год – это год работы в условиях финансового кризиса. При формировании бюджета на 2010 год отрасли здравоохранения, как и в других отраслях социальной сферы, расходы по коммунальным услугам, питанию и медикаментам не индексировались и более того, в целом расходы на здравоохранение были уменьшены практически на 1 млрд. рублей. Поэтому перед нами в 2010 году в первую очередь стояла задача – изыскать внутренние резервы, а именно провести работу по сбалансированности медицинской помощи (увеличить объемы наименее затратных видов медицинской помощи и сократить объемы наиболее затратных видов медицинской помощи), провести оптимизацию сети и штатной численности учреждений.
Благодаря проделанной работе, без существенного изменения структуры учреждений здравоохранения края, нам удалось в значительной степени выполнить поставленную в послании Президента Российской Федерации задачу – повышение уровня здоровья населения Ставропольского края.
Основные показатели работы отрасли наглядно демонстрируют цифры очередного слайда.

В свое время, на федеральном уровне было обращено внимание на низкие цифры заболеваемости в нашем крае, как свидетельство недостаточной работы системы здравоохранения по выявлению болезней.

В 2010 году общая заболеваемость превысила уровень 2009 года на 3,9%, что обусловлено улучшением диагностики.

Существенные результаты продолжает приносить реализация программы совершенствования оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В 2010 г. больных артериальной гипертензией выявлено на 26 % больше, чем в 2009 г. При этом число больных с инфарктом миокарда в 2010 г. уменьшилось на 16 % в сравнении с 2009 г., а инсультом на 11,5%, существенно улучшилась диагностика инсультов по их локализации.
Значимо возросло в прошлом году количество больных с впервые выявленными злокачественными новообразованиями, что, так же связано с улучшением диагностики и профилактической работы.

В то же время одним из основных критериев оценки диагностического компонента помощи онкологическим больным в учреждениях общей лечебной сети является показатель запущенности болезни. Его уровень, в сравнении с предыдущим годом, несколько возрос 20,7% (2009год – 18,1%; Российской Федерации -22,4%).
Значительно увеличился процент запущенных случаев в Георгиевском, в Апанасенковском, в Новоселицком районах, г. Железноводске

Несмотря на то, что из года в год по краю снижается показатель одногодичной летальности, тем не менее, он остается высоким - 24,3% (2009г.-26,3%; РФ-29,2%).
А в Новоалександровском, Кировском, Кочубеевском, Труновском, Ипатовском, Левокумском районах и городе Пятигорске он значительно превышает среднекраевой показатель.
Это указывает на то, что не проводится систематическая работа по повышению онкологической настороженности у врачей лечебно-профилактических учреждений, ответственности за своевременность диагностики и качество обследования больных с подозрением на злокачественное новообразование в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.
Обращаю внимание руководителей здравоохранения на особую роль разбора причин запущенности, как зеркала состояния всего здравоохранения каждой территории.

В прошедшем году в крае зарегистрирован рост эндокринной заболеваемости, главным образом за счет сахарного диабета, которым страдает около 2,3 % всего населения края.
В то же время снизился уровень заболеваемости по ряду других социально значимых болезней. Так, заболеваемость туберкулезом уменьшилась на 12, сифилисом – на 18 процентов.
К сожалению, в последнем случае данный показатель не отражает истинной эпидемиологической ситуации. В Советском и Красногвардейском районах, городе Железноводске отмечен рост доли скрытых и поздних форм сифилиса, что свидетельствует о недостаточной работе специалистов.
В 2010 году впервые за последние 5 лет отмечено снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции у жителей края – на 9,6 %. Обследовано на ВИЧ-инфекцию около 312 тысяч человек, осуществлено лечение 93 больных СПИДом. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" на эти цели израсходовано свыше 22 млн. рублей.
Кроме того, реализация проекта способствовала сокращению уровня заболеваемости острыми гепатитами В и С почти в 1,3 раза.

Уважаемые коллеги!
Министерством здравоохранения края накоплен большой опыт по организации и проведению медицинской помощи больным Крымской геморрагической лихорадкой.
Заболеваемость Крымской геморрагической лихорадкой в 2010 году сократилась более, чем в 2 раза. Зарегистрировано 30 случаев данного заболевания, все они завершились выздоровлением.

Была продолжена работа по дополнительной иммунизации населения.
В целом, план профилактических прививок в 2010 году выполнен на 107,3 %. Против кори провакцинировано 100,7 %, против краснухи – 105, против гриппа – 100, против полиомиелита – 99,4 процента от запланированного.

В прошлом году дополнительную диспансеризацию прошли более 56 тысяч работающих граждан, что составило 102 % от плана. Практически здоровыми признаны только 32 % осмотренных.
Впервые было выявлено свыше 18 тысяч заболеваний.
Хочется задать вопрос: Что, у вас нет технических средств и возможностей для своевременной диагностики 54-х злокачественных новообразований или 170 случаев сахарного диабета? А 1887 случаев артериальной гипертензии и 316 случаев ИБС – что для их раннего выявления было нужно? Их же выявили при дополнительной диспансеризации? Что мешало сделать это раньше и не довести до хронизации процесса?
Ответ напрашивается прямой и бескомпромиссный. Несмотря на принятый на государственном уровне курс на профилактику для целого ряда руководителей муниципального звена здравоохранения он не стал руководством к действию.
Иначе чем можно объяснить, что, несмотря на требование министерства здравоохранения края, специальное решение коллегии, до настоящего времени не воссозданы кабинеты медицинской профилактики в Андроповском, Георгиевском, Левокумском, Минераловодском, Новоселицком, Труновском, Туркменском районах. Даже в таких крупных городах как Пятигорск и Кисловодск, где немало лечебно-профилактических учреждений, кабинеты медицинской профилактики отсутствуют, и профилактическая работа не систематизирована.
Вместе с тем, именно кабинеты медицинской профилактики призваны организовать работу с гражданами, имеющими факторы риска возникновения и развития заболеваний. Именно они, ведущие нездоровый образ жизни, являются стабильными поставщиками патологии в 3-ю и последующие группы дополнительной диспансеризации.
Традиционной и достаточно эффективной формой работы с ними являются школы здоровья. Согласно информации с мест, в прошлом году в ЛПУ края работала 201 такая школа, которыми было охвачено 45,8 тысячи человек. Но это в полтора раза меньше, чем в 2009 году. Да и тематика школ - для беременных женщин, больных бронхиальной астмой и сахарным диабетом, "Школа здорового ребенка", "Домашний доктор", "Мать и дитя", "Школа молодых родителей", хотя и крайне необходима, но не соответствует потребностям, диктуемым состоянием общественного здоровья.

В прошлом году мы торжественно встретили 65-летие Великой Победы. С 11 января по 30 апреля 2010 года в Ставропольском крае проведено углубленное диспансерное обследование ветеранов Великой Отечественной войны.
Всего в крае было осмотрено около 53 тыс. ветеранов. По результатам обследования во всех территориях края проведен анализ состояния здоровья ветеранов и разработаны индивидуальные планы лечебно-оздоровительных мероприятий.
Особого внимания требуют одинокие, утратившие способность к передвижению, ветераны, а их более 17 тысяч. Им оказывается медицинская помощь на дому, обеспечен регулярный патронаж средними медицинскими работниками.
Уважаемые руководители, прошу вас и в дальнейшем уделять пристальное внимание вопросам организации качественного и доступного лечения, а также лекарственного обеспечения ветеранов и инвалидов.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2010 году открыты 3 детских центра здоровья – в городе Пятигорске, Петровском и Советском районах, а уже работающие 7 центров здоровья дооснащены стоматологическими установками. В прошлом году в них получили квалифицированные консультации более 25 тысяч человек.
Почти четверть из них – прошли обследование в центре при Ставропольской городской поликлинике № 6.
Несколько менее интенсивно сработали в Ессентуках, Пятигорске и Шпаковской ЦРБ.
Но что касается Кисловодской городской больницы и Невинномысской горполиклиники №1, то их работа в этой части не выдерживает никакой критики. Так, в Невинномысске центр здоровья в течение года посетило всего 2000 человек, это втрое меньше, чем в той же 6-й поликлинике Ставрополя.
Сегодня решены все организационные вопросы работы центров здоровья, созданы реальные условия для работы в полную силу, включая достойную заработную плату медицинского персонала.
Требование министерства здравоохранения края в части работы центров здоровья одно: добиваться максимальной производительности. Для этого центры необходимо обеспечивать регламентированную двухсменную, включая и субботние дни, работу центров, необходимые потоки посетителей и выполнение наших рекомендаций по заработной плате.
Учитывая исключительную важность и значимость федеральной программы "Здоровая Россия", нацеленной на решение острейших демографических проблем страны, спрос за организованную четкую работу и высокую производительность центров здоровья будет только нарастать.

В отчетном периоде продолжалась реализация программы "Родовый сертификат", неонатальный и аудиологический скрининг, диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Фондом социального страхования Российской Федерации перечислено денежных средств государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период на общую сумму 331,5 млн. рублей.
Средства, полученные от родовых сертификатов, расходовались на заработную плату, закупку медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделия медицинского назначения.

В рамках реализации проекта "Здоровье" для раннего выявления скрытых наследственных заболеваний и своевременного начала лечебных и реабилитационных мероприятий, в крае проводится массовое обследование новорожденных и детей первого года жизни.
В 2010 году проведена диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Охват диспансеризацией составил 100 %.
В перспективе работа будет продолжена. Основная цель – добиться 100 % оздоровления данной категории детей.
В период летней оздоровительной кампании около 1000 медицинских работников принимали участие в оздоровлении детей. Эффективность оздоровления составила в среднем 82,5 %.
В крае функционируют 5 детских краевых санаториев, находящихся в ведении министерства и предназначенных для лечения детей с заболеваниями нервной системы, органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы. В течение года в санаториях края и Минздзравсоцразвития в Ставропольском крае получили оздоровление 5 637 детей, из них 748 человек - это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из которых 148 - инвалидов, 88 - сирот и оставшихся без попечения родителей.

С большой нагрузкой работала в 2010 году хирургическая служба. Выполнено 177 тысяч операций, что на 15 тысяч больше чем в 2009 году.
Послеоперационная летальность при плановых операциях остается на стабильно низком уровне, составляя 0,5%.
Обращает на себя внимание сокращение послеоперационной летальности при экстренных оперативных вмешательствах: при острой кишечной непроходимости с 7,4 до 5,0% и желудочно-кишечных кровотечениях с 16,2 до 8,5%.
Благодаря созданию в Ставропольской государственной медицинской академии Центра инновационных технологий обучения, в котором прошли обучение 115 практических врачей края высокоэффективные видеоэндоскопические технологии широко тиражируются в районах.
В прошлом году уже выполнено более 7 тыс. видеоэндоскопических операций. В том числе впервые на Юге России выполнены видеолапароскопические резекции толстой и прямой кишки, спленэктомия, лапароскопические операции по поводу морбидного ожирения и сахарного диабета. Вместе с тем, недостаточно загружены лапароскопические стойки в Левокумском, Буденовском и Советском районах.

Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" способствовала повышению доступности для населения края высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается как в федеральных клиниках, так и в учреждениях здравоохранения региона. Так, если в 2008 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 2050 человек, то в 2010 году – уже 3375 человек.

Уважаемые коллеги!
Следует отметить, что обеспеченность больничными койками в прошлом году несколько уменьшилась, составив 75,4 на 10 тысяч населения против 77,9 в 2009 году, среднее число дней использования койки сократилось с 347 до 342 дней, а средняя длительность пребывания больного в стационаре уменьшилась c 12,0 в 2009 году до 11,7 койко-дней в 2010 году. Это свидетельствует о продолжающейся в крае работе по развитию стационарозамещающих технологий, а также перемещению значительного объема медицинских услуг в амбулаторно-поликлиническое звено.
За этот же период число мест в дневных стационарах увеличилось на 1043, при этом в них пролечено почти на 20 тысяч человек больше, чем в 2009 году.
Это стало возможным благодаря рациональному использованию материально-технической базы и медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений, повышению доступности медицинской помощи населению.
На этом фоне снижение числа врачебных посещений на 1 жителя с 7,7 в 2009 году до 7,4 в 2010 г. надо расценивать как недопустимую тенденцию.
Хочу отметить, что главным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений необходимо вести ежеквартальный анализ эффективности функции врачебной должности и своевременно вносить корректировки в организацию лечебного процесса.

Одной из наиболее острых проблем отрасли здравоохранения края остаётся кадровый дефицит, особенно в сельской местности.
Острый дефицит медицинских кадров отмечается в Георгиевском районе, где обеспеченность врачами составляет 8,5 на 10 тыс. населения, а средним медицинским персоналом – 27,5, а также в Курском и Степновском районах.
В целом по краю обеспеченность врачами уменьшилась на 2 %, а средним медицинским персоналом увеличилась на 2,4 %.
В последний год число врачей уменьшилось на 101 человека, большей частью за счет уменьшения числа анестезиологов-реаниматологов и акушер-гинекологов.

Так же отметилось снижение доли аттестованных врачей, на 2,4%. Наибольшая доля аттестованных среди акушеров-гинекологов, хирургов, дермато-венерологов, рентгенологов, наименьшая – терапевтов, врачей общей практики.
Из числа аттестованных врачей, а это 4663 человека, высшую категорию имеют 41, первую – 45 и вторую – 14 процентов.
С целью углубленной подготовки врачей различных специальностей в 2010 году на обучение в целевую клиническую ординатуру направлено 36 врачей, и 30 врачей направлено в клиническую интернатуру.
Обучились на циклах переподготовки и прошли повышение квалификации в 2010 году 1733 врача и 2536 средних медицинских работников.
В целях развития кадрового потенциала отрасли министерством здравоохранения в 2010 году, как и в предыдущие годы, продолжена профориентационная работа с выездом специалистов минздрава и медицинской академии во все территории края. По её итогам целевой набор в академию составил 136 человек. Наряду с этим осуществлён целевой набор в медицинские образовательные учреждения среднего профессионального образования края в количестве 99 целевых мест на факультеты лечебный, сестринский и лабораторной диагностики.
Наиболее остро сегодня вырисовывается проблема привлечения выпускников медицинских образовательных учреждений, а так же медицинских работников других регионов для работы в здравоохранении края. Здесь необходим комплекс мер социальной поддержки. Первые шаги в этом плане будут предприняты в рамках программы модернизации: студентам 5-6 курсов поступившим по целевому набору и успешно обучающимся определена надбавка к стипендии 1500 рублей в месяц.

Важную роль в повышении эффективности лечения играет лекарственное обеспечение. В 2010 году нам удалось вернуть в программу ОНЛС 20 тысяч человек. Это результат совместной работы с муниципалитетами и показатель доверия населения края.
На льготное лекарственное обеспечение было израсходовано более 400 млн. рублей, при этом средняя стоимость одного рецепта составила 800 рублей. Кроме того, по высокозатратным нозологиям 489 человек были обеспечены дорогостоящими препаратами на сумму более 325 млн. рублей. Доля закупаемых медикаментов российского производства выросла до 48 %.
Кроме того, в целях улучшения льготного лекарственного обеспечения граждан Ставропольского края, из краевого бюджета ежегодно выделяются денежные средства, в 2011 году эта цифра составила 224,8 млн. рублей. Однако, выделенные денежные средства не были израсходованы в полном объеме (процент освоения составил 99,3%). При этом при проведении проверок было установлено, что в ряде территорий имели место факты закупок лекарственных препаратов, которые длительное время не находили применения (Буденновская ЦРБ - препараты для лечения психических заболеваний).
По результатам мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных средств общий уровень цен на препараты в амбулаторном сегменте уменьшился на 6,6 %, в то время как по Северо-Кавказскому федеральному округу этот показатель составил 0,8 %.
Такое изменение цен на лекарства объясняется, в частности, снижением величины торговой надбавки в розничном звене на 20,2 %, что ниже среднероссийского уровня.
Хорошие результаты достигнуты и в госпитальном сегменте, в котором нам удалось сократить закупочные цены на 8,4 %.
*Считаю, что одной из причин этого является налаженная работа формулярной комиссии министерства. Формирование перечней лекарственных препаратов, рекомендуемых для закупок учреждениями здравоохранения края, осуществляется с привлечением главных специалистов министерства и руководителей учреждений здравоохранения края. Это позволило оптимизировать принятие решений по включению препаратов в перечни с доказанной фармакологической и ценовой эффективностью.
Кроме этого, хочу отметить, что и для закупки медицинского оборудования в министерстве создана экспертная группа. Все решения принимаются комиссионно.

С 1 сентября прошлого года вступил в силу Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", который позволит нам существенно улучшить лекарственное обеспечение сельского населения за счет создания условий для отпуска медикаментов в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях. В настоящее время уже осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами 128 таких точек в 28 муниципальных образованиях края.
Задача муниципальных органов – совместно с руководителями учреждений здравоохранения оперативно получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в них. Необходимо обеспечить подготовку средних медработников и заключить договоры о реализации лекарственных средств. Эту работу надо завершить в текущем году.

Ещё один вопрос, требующий пристального внимания руководителей учреждений здравоохранения – это работа с обращениями граждан.

В прошедшем году в министерство поступило 2 тысячи 802 обращения, что на 375 писем больше, чем в 2009 году.
Лидером по числу обращений остаётся город Ставрополь, затем следуют города Пятигорск, Кисловодск, Невинномысск, а также Изобильненский и Минераловодский районы.
Структура обращений граждан не претерпела значительных изменений. Лидирующие позиции по-прежнему занимают вопросы организации лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения края и высокотехнологичной медицинской помощи, а также льготного лекарственного обеспечения. Тревогу вызывает тот факт, что почти в 3 раза возросло число обращений о возникновении конфликтных ситуаций в коллективах ЛПУ.
С целью осуществления контроля качества медицинской помощи, оказываемой населению края, в 2010 году специалистами министерства было проведено 139 плановых и 230 внеплановых проверок. При этом выявлено 792 нарушения, что в 2 раза больше уровня 2009 года.
По результатам проверок к 80 медицинским работникам были приняты меры дисциплинарного характера, материалы по результатам 21 проверки направлены в правоохранительные органы, заведено 2 уголовных дела.

Несколько слов о деятельности Судебно-медицинской службы. На сегодняшний день государственное учреждение здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" является ведущим государственным судебно-медицинским экспертным учреждением Северо-Кавказского федерального округа. В 2010 году 45-ю судебно-медицинскими экспертами проведено около 30 тыс. экспертиз потерпевшим гражданам, около 7 тыс. экспертиз трупов, экспертами биологами проведено свыше 1700 экспертиз и исследовано свыше 50000 объектов, экспертами-химиками проводится около 2,5 тыс.экспертиз и свыше 6,5 тыс. судебно-химических исследований, судебно-медицинские эксперты в отделе сложных экспертиз провели свыше 600 комиссионных экспертиз. Сегодня нагрузка на 1 эксперта превышает в 2-2,5 раза среднероссийские показатели.
За последние пять лет проведена активная работа по решению кадровых проблем, прошли интернатуру и сертификационные циклы по судебно-медицинской экспертизе свыше 30 врачей, 80% врачебного состава имеют высшие и первые квалификационные категории. На сегодняшний день имеется полное судебно-медицинское обеспечение 26 районов нашего края.
Вместе с тем, на протяжении длительного времени сохраняется ряд нерешенных проблем по 10 территориям края (Благодарненский, Труновский, Петровский, Кочубееевский, Курский, Новоалександровский, Кировский районы, г.г. Зеленокумск, Нефтекумск), главы администрации которых отказываются передавать в безвозмездное пользование помещения, в которых располагаются судебно-медицинские отделения, что усложняет вопросы лицензирования.

Министерству удалось успешно реализовать комплекс мер по обеспечению своевременного финансирования отрасли, которое составило в 2010 году 7,7 млрд. рублей. Исполнение бюджета составило 99%.
За счет средств краевого бюджета министерству здравоохранения выделено 5,8 млрд. рублей, исполнение составило практически 100%.
Из федерального бюджета поступило 1,1 млрд. рублей, освоение составило более 98%. Остаток неиспользованных средств в размере 23 млн. рублей сложился в связи с поступлением в декабре отчетного периода средств на оказание отдельным категория граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами.
За счет средств от предпринимательской деятельности планировалось получить 650 млн. рублей, полученный доход составил 643 млн. рублей.
В муниципальные образования Ставропольского края в 2010 год из краевого бюджета было направлено 232,8 млн. рублей на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, а также на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и полноценным питанием детей в возрасте до трех лет – 224,8 млн. руб.;
- на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в области здравоохранения направлено – 7,9 млн. руб.
Следует отметить хорошую работу муниципальных учреждений здравоохранения по освоению выделенных финансовых средств. По завершению финансового года остаток средств на лицевых счетах был незначительный. (составил 1,8 млн. рублей).
На реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2010 году выделены 1,3 млрд. рублей, что превысило уровень 2009 года более чем в 2 раза. Софинансирование за счет средств краевого бюджета составило 56,5 млн. рублей.
Более 30 % средств в рамках проекта было направлено на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу первичного звена. При этом размер средней заработной платы вырос. В целом среднемесячная заработная плата работников отрасли составила 11 тысяч 200 рублей.

В рамках реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП вдоль федеральной автомобильной дороги М-29 "Кавказ" за счет средств федерального и краевого бюджетов были открыты 8 травматологических центров на базе муниципальных учреждений здравоохранения. Для данных центров приобретено современное медицинское оборудование на 118,5 млн. рублей и 8 реанимобилей, общей стоимостью 20 млн. рублей.

В соответствии с программой по развитию службы крови для Ставропольской краевой станции переливания крови приобретено 79 единиц медицинской техники на 163 млн. рублей, на формирование единого информационного пространства службы крови выделено 23 млн. рублей.
Данное оборудование позволит усовершенствовать медицинское обследование доноров и лабораторное исследование донорской крови, проводить лейкофильтрацию, карантинизацию, вирусинактивацию компонентов донорской крови, получать кровь от доноров в выездных условиях в полном соответствии с санитарными и технологическими требованиями, а также участвовать в создании единой базы учета доноров и компонентов крови в России.

В рамках мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, из федерального и краевого бюджетов было выделено 16,6 млн. рублей на приобретение 143 единиц медицинского оборудования.
Кроме того, для 11-ти государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края получено оборудование для проведения аудиологического скрининга новорожденных детей на 725 тысяч рублей.
В рамках выполнения федеральных целевых программ в край было поставлено медицинское оборудование более чем на 21 млн. рублей. Из краевого бюджета на данные цели в 2010 году было выделено 10 млн. рублей.

В канун празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, при Губернаторе Ставропольского края был создан Попечительский совет по координации мероприятий по оказанию материальной поддержки Госпиталю ветеранов войн.
Были проведены ремонтно-строительные работы на сумму около 32 млн. рублей, к которым было привлечено более 20 предприятий и организаций края. В результате были отремонтированы отделение анестезиологии и реанимации, поликлиника, лаборатория, пищеблок, центральный вход, клуб, холл, пропускной пункт, гараж, осуществлен ремонт кровли административного корпуса и гаража, приобретено оборудование для пищеблока и прачечной, проведено благоустройство и озеленение территории, ландшафтный дизайн.
Губернатором Ставропольского края Гаевским В.В. госпиталю подарен автобус "Форд", а на территории госпиталя им заложена аллея в память павших героев.
На деньги, выделенные Президентом Российской Федерации в сумме 3,5 млн. рублей приобретено медицинское оборудование для хирургического отделения и клинико-диагностической лаборатории. Также, Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым госпиталю подарено 3 реанимобиля на общую сумму 5 млн. рублей.
В рамках краевых целевых программ закуплено и введено в эксплуатацию медицинское оборудование по 64 наименованиям на 3,5 млн. рублей. Оборудован компьютерный класс для реабилитации пациентов-инвалидов. В отделениях госпиталя в палатах заменена мебель (кровати, тумбочки), приобретены холодильники и телевизоры для пациентов. В отреставрированный актовый зал приобретена новая современная киноустановка. За 2010 год произведены обновления основных фондов на общую сумму 872 234,00 руб.
Валерий Вениаминович, позвольте от сотрудников и пациентов госпиталя поблагодарить Вас за организацию эффективной работы Попечительского Совета и передать общую просьбу продолжить его работу на постоянной основе.
Наряду с мероприятиями приоритетного национального проекта в 2010 году в здравоохранении края успешно реализовывались 4 краевые целевые программы с общим объемом финансирования в размере 625 млн. рублей.

Продолжались работы по реконструкции и строительству лечебных учреждений.
В декабре 2010 года закончена реконструкция и введено в эксплуатацию два новых корпуса МУЗ "Пятигорский родильный дом", где будут созданы второй этап выхаживания новорожденных, детская реанимация. Родовспомогательное учреждение оснащено современным оборудованием, позволяющим оказывать квалифицированную помощь беременным и новорожденным.
Проведена реконструкция технологических помещений краевой станции переливания крови, монтаж камер для долгосрочного хранения свежезамороженной плазмы.

Во многом благодаря проделанной в 2010 году работе удалось достичь позитивных сдвигов в медико-демографической ситуации в крае.

В итоге нам удалось сократить уровень материнской смертности на 14 %, а младенческой смертности – на 12,4 %, этот показатель в 2010 году составил 8,5%.
Другой положительной тенденцией явилось увеличение уровня рождаемости в крае. В 2010 году в крае родилось на 200 детей больше, чем в 2009 году.

Наряду с этим, на 3,9 % уменьшился уровень общей смертности, а на 6% – смертности в трудоспособном возрасте.
Уменьшение уровня общей смертности и смертности в трудоспособном возрасте, рост рождаемости способствовали снижению естественной убыли населения края в 2010 году на 45,5 %.

Уважаемые коллеги!
Конечно, подведение итогов 2010 года не могло бы быть полным без обсуждения работы министерства и учреждений здравоохранения по формированию программы модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы, тем более, что её реализация формирует основные задачи отрасли на 2011 год.
Проведена объёмная работа, в результате которой, сформирована подробная база о состоянии ставропольской системы здравоохранения, подготовлены планы по её совершенствованию с чётким указанием сроков и точек приложения финансовых средств, а так же целевых показателей. В результате мы должны в течение двух лет выйти на сбалансированную, бездефицитную Программу государственных гарантий оказания бесплатной помощи жителям края.
Решить вопросы укрепления материально-технической базы наших учреждений, сформировать и наполнить ведомственное информационное пространство, осуществить переход на оказание помощи по стандартам в соответствии с порядками.
Всё это предстоит осуществить в условиях кардинальной смены нормативно-правовой базы и жёсткого государственного контроля. Я мог бы детализировать ситуацию и назвать еще целый ряд сложнейших вопросов, которые предстоит разрешить в ближайшей перспективе. Эти вопросы напрямую затрагивают интересы населения в получении качественной медицинской помощи. Эти вопросы отражены в нормативных документах. От нас с вами требуется дисциплина исполнения, инициативный подход, максимальная открытость и постоянная связь с населением.
Уважаемый Валерий Вениаминович,
коллеги!
Позвольте заверить, что министерство, органы управления здравоохранением и медицинские учреждения при согласованной и совместной работе с Минздравсоцразвития России, с территориальными органами Росздравнадзора, Роспотребнадзора, фондами обязательного медицинского и социального страхования, Пенсионным фондом и другими министерствами и ведомствами, учебными заведениями сделают все возможное для реализации поставленных задач последовательного повышения уровня здоровья населения.

Благодарю за внимание!