Официальные выступления

Выступление заместителя министра здравоохранения Кубышкиной Е.В.

Работа по формированию здорового образа жизни населения края строится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1157 «О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», рекомендациями Минздравсоцразвития России и на основе краевой целевой программы «Основные направления развития здравоохранения Ставропольского края на 2010-2012 годы». Одним из разделов программы являются "Меры по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний населения Ставропольского края", на реализацию которого предусмотрено 7975,0 тыс. рублей, в том числе 3687,2 тыс. рублей - на 2010 год. В числе исполнителей программы государственные учреждения здравоохранения «Ставропольский краевой центр лечебной физкультуры и спортивной медицины», «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница №1», краевые кардиологический, кожно-венерологический, противотуберкулезный и эндокринологический диспансеры. Кроме того, 1238,2 тыс. рублей выделено на субсидии местных бюджетов для центров здоровья.
Основные мероприятия программы направлены на расширение и совершенствование ин-формационно-пропагандистской системы профилактики заболеваний. В условиях продолжаю-щейся коммерциализации средств массовой информации только благодаря целевым средствам программы удалось сохранить и расширить участие печати, радио и телевидения в информиро-вании населения. В частности, краевая газета «Ставропольская правда», наряду с текущей ин-формацией событийного характера, опубликовала программную статью министерства здраво-охранения «Приоритет – профилактике». На краевом радио организована тематическая про-грамма «Твое здоровье в твоих руках», в рамках которой с периодичностью дважды в месяц уже вышло 45 специально подготовленных сюжетов по различным вопросам профилактики. Канал рассчитан на массовую аудиторию с охватом свыше 5 млн. слушателей, включая сопредельные территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
Накапливается опыт сотрудничества с телевизионными каналами, работающими в совре-менных условиях практически только на хозрасчетной основе. Организован ряд передач в спор-тивно-развлекательной программе Овертайм, заказаны два видеоролика с демонстрацией утренней оздоровительной гимнастики и комплекса упражнений для людей с риском возникновения гипертонической болезни.
Важным разделом работы по формированию здорового образа жизни населения является соответствующая подготовка медицинских кадров. В связи с отсутствием специальных обу-чающих программ традиционно организуются краевые семинары-совещания с руководителями и ответственными специалистами учреждений здравоохранения края. В текущем году такие совещания проведены 30 марта, 17-19 мая и 15 сентября. Это не только создает во врачебном сообществе края заинтересованное отношение к вопросам здорового образа жизни, но и способствует обеспечению практических врачей материалами для непосредственной работы с населением.
В частности, это позволило, на достаточно высоком уровне провести с 15 мая по 30 июня в крае объявленную Минздравсоцразвития антитабачную акцию «31 мая – день отказа от куре-ния». Для учреждений здравоохранения края было изготовлено 2 тыс. экземпляров плакатов и растиражированы на электронных носителях другие рекомендованные для проведения акции материалы. Обучающими семинарами по профилактике табакокурения с акцентом на индивидуальное консультирование граждан охвачено свыше 9 тысяч медицинских работников общелечебной сети. На лекциях и беседах в коллективах, открытых уроках в школах приняло участие около 70 тысяч жителей края. В информационной работе активно участвовали средства массовой информации, где было размещено 237 публикаций и сюжетов.
В большинстве ЛПУ было организовано консультирование граждан, изъявивших желание бросить курить. Проконсультировано около 20 тысяч человек, свыше 6 тысяч из них (30,5 про-цента) заявили об отказе от курения.
Реальным поворотом в сторону формирования профилактической направленности здраво-охранения стало создание в лечебно-профилактических учреждениях центров здоровья. В соот-ветствии с заданием Минздравсоцразвития России на Ставрополье в 2009 году организовано 7 центров в городах Ессентуки, Кисловодске, Невинномысске, Пятигорске, Ставрополе и Шпа-ковском муниципальном районе. Для их оснащения только за счет средств федерального бюд-жета было приобретено 63 единицы оборудования. В этом году планируется дооснастить стома-тологическими установками, а также открыть еще три детских центра здоровья в Пятигорске, Петровском и Советском районах. На эти цели из федерального бюджета выделено 11,5 млн. рублей. В настоящее время проходят конкурсные процедуры по закупкам оборудования, запла-нированы и приводятся в порядок помещения.
С января по октябрь центры здоровьях посетило и получило квалифицированные консуль-тации 15262 человека. Накоплена определенная практика работы, выявлены сильные и слабые стороны проекта.
В процессе эксплуатации оборудования выяснилось, что его производительность не соот-ветствует параметрам, установленным в опытных условиях. В этой связи в центрах проведен дополнительный хронометраж, который позволил рекомендовать норматив времени обследования одного пациента и, соответственно, правильно планировать работу персонала.
В то же время стало очевидным, что существующая производительность оборудования не позволяет расширять масштабы деятельности центров, обеспечивать максимальный охват насе-ления, нуждающегося в консультациях врачей. В этой связи возникает необходимость в пер-спективе приобретать дополнительно оборудование для дооснащения центров. Такая работа уже проведена администрацией Шпаковского муниципального района, которая из местного бюджета выделила средства на приобретение второго комплекта оборудования. Это позволило, прежде всего, осуществлять выезды центра здоровья в другие населенные пункты района, что существенно повысило доступность его услуг для жителей.
Не оправдала себя и сформированная в начале года для центров здоровья система оплаты труда в расчете на ставку должностного оклада. Не учитывая нагрузки на врача и среднего ме-дицинского работника, она привела к отказам даже подготовленных специалистов к работе в центрах здоровья. По этим причинам совместно с Фондом обязательного медицинского страхо-вания разработаны новые подходы к финансированию центров, включая и систему оплаты тру-да. В результате не только увеличен тариф на одно посещение с 320 до 407 рублей, но и реко-мендовано руководителям учреждений здравоохранения начисление заработной платы поста-вить в зависимость от выполненных посещений. Другими словами, перейти на сдельную форму оплаты труда. Только она даст возможность экономически стимулировать врачей на выполнение максимально возможного объема работы. Более того, это реально заинтересует участковых врачей направлять в центры здоровья население со своих закрепленных участков.
В текущем году Ставропольской государственной медицинской академией организована целевая подготовка врачей для работы в центрах здоровья за счет средств федерального бюдже-та. Первый такой цикл проведен в июне, второй завершен на прошлой неделе. В конце октября начнется обучение врачей специально для детских центров здоровья. В итоге для центров здо-ровья в 2010 году будет подготовлено на бюджетной основе 68 врачей. Кроме того, на хозрас-четной основе в ближайшее время будет проведен цикл усовершенствования врачей-стоматологов. Таким образом, уже к началу будущего года мы сможем выйти по нагрузкам центров здоровья из минимального расчета 40 посещений в сутки.
Вместе с тем, в работе по формированию здорового образа жизни населения края, особен-но в части сокращения потребления табака и алкоголя, имеются серьезные недостатки и упуще-ния.
В соответствии со ст.18 закона «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае» финансовое обеспечение медицинской профилактики является расходными обязательствами соответствующих бюджетов. Этим регламентировано не только право, но и обязанность муниципалитетов закладывать в свои бюджеты средства на профилактику заболеваний. В том числе и на организацию в поликлинических учреждениях и подразделениях кабинетов медицинской профилактики. Однако, на начало года из 51 участвующего в реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» учреждения здравоохранения такие кабинеты имеют только 31 и еще 5 – отделения медицинской профилак-тики. В остальных ЛПУ, а среди них такие крупные, как Благодарненская, Минераловодская центральные районные, Кисловодская центральная городская больницы, этот вопрос остается пока открытым.
Здесь же уместно напомнить, что Губернатор Ставропольского края в апреле текущего го-да предложил главам муниципальных образований края изыскать необходимые средства для организации в 2011 году в подведомственных учреждениях здравоохранения кабинетов лечеб-ной физкультуры и спортивной медицины. В современных условиях эти структуры не менее важны для мотивации населения на здоровый образ жизни, чем кабинеты медицинской профи-лактики. В этой связи совместно со Ставропольской государственной медицинской академией решается вопрос о целевой подготовке врачей для этих кабинетов уже в этом году.
Следует обратить особое внимание и на работу финансируемых из бюджета школ здоро-вья. Особенно это касается артериальной гипертонии. Учитывая зна¬чительную ее распростра-ненность, большое медико-социальное значение этого фактора риска в формировании популя-ционного здоровья, активное внедрение профилактических мероприятий является чрезвычайно актуальной задачей. И здесь контроль артериальной гипертензии в популяции считается одним из основных направлений. В ЛПУ края действует 93 школы здоровья по этой тематике, в кото-рых за год прошел обучение 13,8 тыс. человек. Учитывая, что по данным дополнительной дис-пансеризации в крае каждый шестой житель имеет риск развития хронических заболеваний, то количество нуждающихся в обучении гораздо выше.
Особой критики заслуживает обеспечение населения средствами наглядной информации. Действующее законодательство сделало невозможным, кроме социально значимых заболеваний, обеспечивать печатной продукцией муниципальные учреждения здравоохранения. Теперь это задача руководителей учреждений, а финансироваться она должна из муниципальных бюджетов. Однако, стены ЛПУ буквально увешаны высококачественными рекламными проспектами фармацевтических фирм. Альтернативу им составляют только самодельные санбюллетени, переписанные, как правило, из учебной литературы. Об эффективности подобных информационных материалов говорить не приходится, поэтому у населения и формируется представление о наличии лекарств от любых болезней.
Более того, даже при наличии возможностей предоставить в территории наглядной информации ими пользуются далеко не все. В частности, перед началом эпидемического распространения гриппа в прошедший сезон краевым центром лечебной физкультуры и спортивной медицины был разработан и издан красочный плакат. Неоднократными рекомендациями о бесплатном получении плаката воспользовалось только две трети лечебных учреждений. Что касается двенадцати муниципалитетов, включая Пятигорск, Ессентуки, Минераловодский, Петровский, Шпаковский районы, то достучаться до них так и не удалось.
Сейчас идет бюджетный процесс, и мы обращаем внимание руководителей на необходи-мость полного и тщательного планирования бюджетной составляющей финансирования вашего учреждения.
Серьезные трудности организационного характера испытывают сегодня специалисты, за-нятые в центрах здоровья. Пока это касается только семи ЛПУ края, но в ближайшей перспективе они коснутся каждого учреждения здравоохранения, обслуживающего, как минимум, 40 тысяч населения. Поэтому уже сегодня нужно быть готовым к перспективной работе и не повторять ошибок действующих коллег.
Прежде всего, следует отметить, что все центры оснащены одинаковым оборудованием, имеют одинаковое число подготовленных врачей и работают по единой технологии. Но резуль-таты этой работы несравнимы.
Как уже указывалось, в общей сложности на 1 октября центры посетило 15262 человека. Почти 40 процентов из них – в 3-м квартале. Объективно это логично, поскольку основное ко-личество врачей прошло обучение в конце июня. Однако воспользовались в полной мере от-крывшимися возможностями не все главные врачи ЛПУ, на базе которых работают центры здоровья. На это мы неоднократно обращали ваше внимание на целевых совещаниях, последний раз – месяц назад. На этом же совещании доведена до сведения руководителей ЛПУ новая система оплаты труда, рекомендованная приказом министерства здравоохранения края от 30 июля № 534.
Поэтому мы имели все основания ожидать от вас реального увеличения числа посещений в центрах здоровья. Но это произошло только частично. Рекордную производительность проде-монстрировал только центр здоровья Ставропольской городской поликлиники №6 – 629 за сен-тябрь! В среднем на каждый рабочий день, включая субботу, пришлось 24 посещения. За не-сколько более скромные в сентябре результаты – 494 и 404 посещения соответственно, отчита-лись центры здоровья Ессентукской и Пятигорской №1 городских поликлиник.
Что же касается остальных центров, то только Невинномысская городская поликлиника №1 после 8 рабочих дней простоя в сентябре из-за затянувшегося ремонта оборудования отчи-талась о 307 посещениях. В то же время наихудшие за весь третий квартал результаты получены в сентябре центрами здоровья Кисловодской ЦГБ и Шпаковской ЦРБ – 161 и 261 посещение соответственно.
Традиционно низкие результаты звучат в отчетах Ставропольской городской детской по-ликлиники №3, где в сентябре выполнено всего 138 посещений.
На сегодня можно утверждать, что эти факты свидетельствуют о недооценке отдельными главными врачами важности и значимости федеральной программы «Здоровая Россия», наце-ленной на решение острейших демографических проблем страны. Несостоятельными являются ссылки на несовершенство и частые поломки отечественного оборудования, которым укомплектованы центры здоровья. Так, во втором квартале общие потери от простоев оборудования составили всего 4 процента совокупного рабочего времени центров. В сентябре только в Пятигорске и Невинномысске потеряно 10 рабочих дней, да в Кисловодске систематически выходит из строя спирограф. В остальном жалоб на частые простои из-за оборудования больше нет. Более того, надлежащее отношение к оборудованию значительно повышает его производительность. В частности, в Ставропольской городской поликлинике № 6 в сентябре в отдельные же дни число посещений достигало 35-40 человек. Тем самым, данной поликлиникой получена наглядная иллюстрация возможностей оборудования при рекомендованном Минздравсоцразвития России двухсменном, включая субботние дни, графике работы центра.
Как известно, центры здоровья рассчитаны на работу со здоровым населением и имеют це-лью формирование здорового образа жизни граждан, включая снижение потребления табака и алкоголя. В то же время, среди посетителей центров здоровья преобладают лица преклонных возрастов, обремененные целым букетом различных заболеваний. Только в Невинномысской городской поликлинике №1 пенсионеры занимают 2 процента посетителей, в остальных центрах – от 43 процентов в Ставропольской городской поликлинике № 6 до 70 - в Ессентукской городской поликлинике. Такая постановка работы свидетельствует об устранении из профилактической работы врачей поликлиник, особенно участковых терапевтов, что недопустимо. Учитывая право на посещение центра здоровья любым гражданином любого возраста, тем не менее, необходимо формировать потоки посетителей преимущественно из граждан, имеющих факторы риска, обращающихся на прием к врачам поликлиники, прошедших дополнительную диспансеризацию и других здоровых континген-тов.
Бесспорным является факт, что формирование здорового образа жизни населения – ком-плексная задача, в решении которой должны принимать участие государственные и общественные организации, бизнес, средства массовой информации. Но ведущее значение в этой работе принадлежит, здравоохранению. Надеюсь, что вы как руководители понимаете серьезность, важность и актуальность данного направления работы-профилактики.